Психологическое консультирование

Телефон
Главная \ Это интересно \ Тьютор для детей с аутизмом

Это интересно - статьи и заметки психолога

Тьютор для детей с аутизмом

Слово "Тьютор" в переводе с английское языка означает наставник. В Европе под этим словом понимается педагог, который не преподает какой-то конкретный предмет, а занимается самим учеником или группой учеников, составляет индивидуальные учебные программы, помогает организовать общение в коллективе и влиться в учебный процесс. В общеобразовательных школах такую роль обычно выполняет классный руководитель или социальный педагог.

Однако сегодня, с появлением новых стандартов образования, появилась еще одна разновидность тьюторства – наставническая работа с детьми, имеющими особенности развития. Например, тьюторство считается важным и эффективным методом помощи в обучении детям с расстройствами аутистического спектра. Такие дети часто способны освоить программу общеобразовательных школ и даже специализированных лицеев и гимназий. Однако, как правило, поначалу не могут включиться наравне со всеми в обучение и в школьную жизнь вообще. Школа – это не только усвоение учебного материала, но и общение с одноклассниками, умение вести себя на уроке, освоиться с неписаными правилами поведения с учителями и другими детьми.

VaY8gkSknSJyLyOSMz9F8YXXXL4j3HpexhjNOf_P3YmryPKwJ94QGRtDb3Sbc6KY 

Многие дети испытывают сложности с тем, чтобы привыкнуть к сидению за партой, дисциплине, сосредоточенности на ходе урока, и даже самому пространству кабинетов, коридоров, столовой.

Согласно государственному стандарту начального образования для детей с РАС [1] отмечается, что ребенок с аутизмом имеет особые потребности связанные с образованием:

 – Период индивидуальной подготовки к обучению, индивидуальное обучение поведению в классе и общению с учителем;

 – Постепенное, дозированное введение в ситуацию обучения в группе;

 – Специальная работа педагога по установлению эмоционального контакта с ребенком, помогающего вызвать интерес к обучению, принятие нового опыта;

 – Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками.

Так как у классного руководителя, учителя начальной школы или у родителей скорее всего не хватит на это времени и сил, для этого требуется отдельный человек, который и называется "тьютор".

Тьютором может быть психолог, педагог, или просто человек, готовый уделить внимание ребенку с особенностями и его индивидуальному процессу узнавания школьной жизни, имеющий представление о РАС.

С помощью тьютора ребенок может сначала просто привыкать к пространству школы, ее многолюдности, потом учиться сидеть за партой, в приемлемой форме реагировать на других детей и учителя. Дав ребенку привыкнуть к регулярному посещению школы, можно пробовать некоторое время сидеть с ним на занятиях, выполнять задания, обращаться со школьными принадлежностями. Если ребенок устает, нужно отвести его домой и рассказать ему смысл того, что происходило в школе.

0027

Работа тьютора дает возможность учителю спокойно рассказывать классу необходимый материал, а ребенку понемногу усваивать преподаваемый материал, узнавать, что такое школа, получать поддержку при общении со сверстниками.

По сегодняшним стандартам образования каждый ребенок с РАС имеет право обучаться в общеобразовательной школе, получать сопровождение тьютора или, по крайней мере, попробовать такую практику. Для этого надо поговорить с директором школы, учителями и главное – найти тьютора.

Также с тьютором можно посещать не только школу, но и различные детские кружки, художественные выставки, пробовать ходить в зоопарк или просто в парк. У некоторых детей в детстве была няня или гувернер. Такую же роль для ребенка с аутизмом может сыграть разбирающийся в этой проблеме тьютор.

И напоследок расскажу еще об одном важном аспекте тьюторства. Любой человек, и ребенок с РАС не исключение, при длительном близком общении с человеком приспосабливается к нему, учится жить в его присутствии, вырабатывает или перенимает новые способы поведения. Поэтому появление в окружении ребенка еще одного нового человека, будь то коррекционный педагог, учитель, тьютор развивает его. Он расширяет спектр своих реакций, способности к адаптации, привычек в общении, в том числе разных вариантов эмоционального контакта с разными людьми. И прекрасно, если для этого находится внимательный и доброжелательный человек, разбирающийся в психологии.

 

Автор: Фёдор Матисов - врач-психиатр, гештальт-терапевт

_____________________________________

[1] Никольская, О.С. Специальный федеральный образовательный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра/О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2013.

Новости
28 Января 2018

Арт-терапевтические «РОДИТЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ» по субботам с 16.00 – 18.00

27 Января 2018

Скоро в Нижнем Новгороде состоится авторская программа для женщин "Верни силу своим крыльям"

01 Декабря 2017

Приглашаем на трансформационную игру «Тамболия» 16 декабря в 13.00

18 Октября 2017

Авторская программа для Женщин «ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ» с 5 января 2018г.

14 Октября 2017

Психолог Наталья Калмыкова провела два мастер-класса на фестивале современной психологии PsyFest

Наши партнеры

Мы в сети:
Наши телефоны:
наш Адрес:
Россия, г. Нижний Новгород, улица Свободы, 40
(пн.- сб. с 9.00 до 20.00)
Яндекс.Метрика Индекс цитирования