Психологическое консультирование

Телефон
Главная \ Это интересно \ Метод игровой холдинг-терапии глазами практикующего психолога

Это интересно - статьи и заметки психолога

Метод игровой холдинг-терапии глазами практикующего психолога

 

Эта статья предназначена родителям и специалистам, которые интересуются и пытаются объективно оценить и понять методы психокоррекции в работе с аутичными детьми. В статье отражена попытка предложить действенный и эффективный способ сблизиться с ребенком и научить его совместной игре с родителями или близкими людьми, что обычно так сложно дается ребенку с РДА.

В течение нескольких лет о методе игровой холдинг-терапии распространяются слухи и прочая негативная информация, которая так пугает и отталкивает некоторых специалистов в области психокоррекции, а также родителей детей с РАС. Безусловно, те записи, которые во множестве представлены в интернете в виде холдинга, являются садизмом и насилием и ничего общего не имеют с реальной игровой холдинг-терапией.

Я подчеркиваю слово «игровой», т.к. именно этот метод предложен и апробирован специалистами Института Коррекционной Педагогики г. Москвы для работы с аутичными детьми. Необходимо также сказать, что, несмотря на кажущуюся с виду простоту холдинг-терапии, она имеет много подводных камней, которые необходимо учитывать специалисту или родителям при проведении холдинг-терапии, чтобы добиться значимого эффекта. Это говорит о том, что данный метод, как и любой другой, нежелательно использовать, не пройдя специального обучения и не получив необходимых знаний о нем и его действии. В том случае, если, например ABA-терапия будет использоваться плохо подготовленным специалистом, она может оказаться неэффективной или причинить существенный вред и ребенку, и воспитывающей его семье.

Итак, давайте начнём с целей холдинг-терапии. Для чего она нужна ребёнку с РАС?

В процессе игровой холдинг-терапии формируется эмоциональная привязанность к маме и папе и близким родственникам именно в той форме, как это происходит у обычного ребенка в младенчестве. Как известно, качество эмоциональной связи в детском возрасте задает тон всей жизни человека. Так что может быть естественнее, когда мама вместе с ребенком может прочитать сказку «Колобок», или спеть песенку, или поиграть в «Козу рогатую» и совместно с ребенком получить удовольствие от этого?

Как проходит игровая холдинг-терапия?

Родители усаживают ребенка на колени к себе, лицом к лицу, чтобы можно было поддерживать с ним контакт глаз. Безусловно, ребенку сначала довольно тяжело бывает длительно находиться так близко в контакте даже с мамой и папой. Это связано с низкой выносливостью и повышенной чувствительностью и ранимостью в контакте, что вызывает в общении дискомфорт у аутичного ребенка. Поэтому, когда контакт становится невыносимым, зачастую ребенок начинает плакать, вырываться, кусаться, щипаться и т.д. Это тот барьер, который необходимо преодолеть на первичном этапе. Он преодолевается постепенно, очень мягко, уговорами и ласками, когда ребенок плачет и хочет уйти, причем у ребенка есть возможность отдохнуть, полежать на ручках у мамы или папы, не глядя им в лицо. Кроме того, ребенок волен свободно переходить с рук мамы к папе и, наоборот, за счет чего тоже снижается дискомфорт и напряжение у ребенка.

image-21-09-16-06-28-2

Все остальное время занятия посвящено потешкам, пальчиковым играм, играм с лицом, сказкам, стихам и рассказам о ребенке. Такое общение аутичный ребенок недополучает в контакте с родителями в виду своей биологической дефицитарности и невозможности активно взаимодействовать с окружающим миром, но также как и обычный ребенок, он нуждается в ласках, песенках, смешных играх и разделении совместных переживаний с родителями и близкими людьми. 

Кроме того, родители неоднократно говорят о полученном удовольствии в минуты близости со своим ребенком во время занятия, когда он начинает смотреть им в глаза, улыбаться, откликается на их предложения поиграть в простенькие игры, или вместе с родителем подпевает, пусть даже сначала одним слогом или словом.

Какие результаты достигаются с помощью игровой холдинг-терапии?

Как показывает практика, когда ребенок преодолевает дискомфорт, он с удовольствием включается в игры, его лицо и мимика оживает, и, что самое главное, он начинает подражать. Подражание, как известно, приводит к развитию речи, что является одной из задач игровой холдинг-терапии. Используя различные приемы, в т.ч. логопедические, пропевая песенки и легкие стишки, родители провоцируют ребенка на повторение звуков и слогов.

Таким образом, мы достигаем следующих результатов: ребенок радуется во время игры с родителями, на руках у родителей он чувствует себя защищенным и в безопасности, у него увеличивается выносливость в контакте, и что, самое главное,  у него просыпается интерес и он начинает самостоятельно инициировать игру с родителями, просить повторить наиболее понравившиеся песенки или потешки, или поиграть в прятки, «ку-ку», повторять слоги и слова и т.д. Именно так формируется здоровая привязанность, которая совсем не имеет ничего общего с ужасами, рассказанными и показанными в интернете.

image-21-09-16-06-28

Конечно, эти занятия не дают моментальный результат, и здесь требуется значительный вклад со стороны родителей,  т.к. занятия дома должны проводиться ежедневно, это не всегда просто и эмоционально затратно. Задача специалиста, в данном случае заключается в том, чтобы направить и поддержать родителей, научить их быть внимательными к ребенку, научить их речевым приемам, правильно подбирать стишки и песенки для развития речи, обращать внимание на звуки ребенка и т.д. Но, тем не менее, усилия и старания родителей окупаются сторицей. Ребенок действительно начинает вести себя более осознанно, у него появляется желание контактировать, он начинает использовать речь в коммуникации.

В заключение приведу цитату с одного личного сайта мамы ребенка с аутизмом: «Холдинг – это замечательная, очень простая и очень действенная терапия, почему то совсем не распространенная вообще и у нас в стране в особенности. Терапия не требует ничего кроме часа – полутора вашего времени в день и она даст вам многое: бесценное время объятий с вашим ребенком, контакт, уйдут поведенческие проблемы, улучшится речь и имитация, ведь вы будете много играть и много говорить».

Конечно, этот метод не является панацеей и не гарантирует полного выздоровления Вашего ребёнка, но своевременное применение его даёт значительный толчок в развитии аутичного ребенка. Выбирайте то, что будет полезно вашему ребенку. Успехов Вам, терпения и любви в воспитании Вашего ребенка!

Автор: Наталья Калмыкова - психолог, специалист по работе с аутизмом

Новости
28 Января 2018

Арт-терапевтические «РОДИТЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ» по субботам с 16.00 – 18.00

27 Января 2018

Скоро в Нижнем Новгороде состоится авторская программа для женщин "Верни силу своим крыльям"

01 Декабря 2017

Приглашаем на трансформационную игру «Тамболия» 16 декабря в 13.00

18 Октября 2017

Авторская программа для Женщин «ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ» с 5 января 2018г.

14 Октября 2017

Психолог Наталья Калмыкова провела два мастер-класса на фестивале современной психологии PsyFest

Наши партнеры

Мы в сети:
Наши телефоны:
наш Адрес:
Россия, г. Нижний Новгород, улица Свободы, 40
(пн.- сб. с 9.00 до 20.00)
Яндекс.Метрика Индекс цитирования